Вернуться к обычному виду

Консультации

Реализация органами социальной защиты населения государственного полномочия по опеке и попечительству недееспособных, ограниченно дееспособных лиц

В 2008 году произошло серьезное изменение правового статуса органов опеки и попечительства, внесены соответствующие изменения в действующее законодательство Российской Федерации.

Известно, что Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий» изменен пункт 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно прежней редакции указанной статьи органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления, а с 1 января 2008 года эти полномочия переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Решение вопроса передачи полномочий органов опеки и попечительства из развития в целом российского законодательства.

В период существования СССР данные полномочия исполнительных органов государственной власти на местах, конкретное исполнение регулировалось Положением об органах опеки и попечительства РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.04.1986 № 175.

Именно эти органы являлись властью, "наиболее близкой к народу", и могли организовать полноценную государственную защиту для нуждающихся в ней граждан на местном уровне.

Правовое положение органов, осуществляющих опеку и попечительство, изменилось с началом очередного этапа реформ, направленных на возрождение местного самоуправления в России - обязанность по осуществлению опеки и попечительства была возложена на органы муниципальной власти, не входящие в систему органов власти государственной, что нашло отражение в статье 34 ГК РФ.

Однако результаты реализации органами местного самоуправления ряда функций в сфере социальной поддержки граждан свидетельствовали о невозможности их эффективного осуществления, что привело к пересмотру в том числе и модели концепции организации опеки и попечительства.

В результате постепенно усилился контроль со стороны государства в сфере опеки и попечительства, а далее эта сфера и вовсе была выведена из компетенции органов местного самоуправления. Законодательно этот процесс регулировался Федеральными Законами. от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". С 1 января 2008 года. Опека стала одним из полномочий государственных органов

Именно такая система осуществления опеки отвечает сегодняшним потребностям в организации надлежащей защиты недееспособных граждан.

Одним из важных этапов совершенствования законодательства в сфере опеки является принятие Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который направлен на четкое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки. Он объединил в себе нормы, ранее содержащиеся в различных источниках права, в том числе отрывочно в Гражданском, Семейном и Жилищном кодексах РФ.

Над указанным законом Государственная Дума работала на протяжении трех лет: проект внесли в июне 2005 года, принят он был в апреле 2008 года, под эгидой Года семьи.

Президентом Российской Федерации было подчеркнуто, что Год семьи - не единовременная акция, а результат долгосрочной политики государства, направленной на улучшение демографической ситуации, укрепление института семьи в обществе. Развитие законодательства должно быть направлено на совершенствование на обеспечение стабильности и благополучия в семьях. В Законе «Об опеке и попечительстве» сформулированы принципы государственного регулирования в области опеки, определены права и обязанности органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, упорядочены процедуры установления и прекращения опеки и попечительства. Его необходимо знать всем, кто является участником правоотношений, возникающих в связи с признанием гражданина недееспособным.

Таким образом, с 2008 года произошли радикальные перемены в сфере опеки и попечительства. Государство признало необходимость четкого урегулирования деятельности органов власти в данной сфере и осуществление строгого контроля за соблюдением прав и интересов лиц, которые в силу состояния здоровья не в состоянии не только защитить себя, но и самостоятельно организовать свою жизнедеятельность. Произошло придание полномочиям по опеке и попечительству государственного статуса, что обязывает выстроить в регионах государственную систему органов опеки и попечительства.

Изменения в законодательстве Российской Федерации незамедлительно нашли отражение в нормативной правовой базе Алтайского края. Принято Постановление Администрации Алтайского края от 12.03.2008 № 95, которым указанные полномочия переданы Главалтайсоцзащите. С целью четкого определения круга полномочий управлений социальной защиты населения по муниципальным районам и городским округам в сфере опеки и попечительства принят приказ Главного управления от 17.03.2008 № 31.

Таким образом, у органов социальной защиты населения появилось принципиально новое направление деятельности, под руководством и контролем Главного управления фактически «с нуля» организуется и осуществляется деятельность по следующим вопросам:

обеспечение своевременного выявления и учет лиц, нуждающихся в установлении опеки (попечительства);

защита прав и законных интересов подопечных, обеспечение достойного уровня их жизни;

обеспечение исполнения опекунами (попечителями) возложенных на них обязанностей.

Прошедший 2008 год явился точкой отсчета реализации нами полномочий по опеке и попечительству, сделано многое:

от органов муниципальной власти запрошены все материалы за весь предыдущий период их деятельности в этом направлении, материалы систематизированы, актуализированы;

создан электронный банк данных о совершеннолетних лицах, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, их опекунах;

осуществляется защита прав и законных интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, в том числе в судебном порядке;

ведется участие в рассмотрении судами споров, связанных с осуществлением опеки, попечительства, участие в принудительном исполнении принятых судебных решений,

осуществляется назначение (освобождение, отстранение) опекуна, ведется контроль за деятельностью опекунов, попечителей;

рассматриваются обращения граждан по вопросам осуществления опеки, попечительства, принимаются надлежащие меры.

осуществляется выдача опекуну (попечителю) письменного разрешения на расходование средств подопечного на нужды подопечного, на совершение сделок с имуществом подопечного;

Наша деятельность строится исключительно в рамках, очерченных законодательством. Не допускается малейших отклонений от норм законов, регулирующих сферу опеки и попечительства. Реализация государственного полномочия подразумевает прямую ответственность уполномоченного органа за свои действия.

В этой связи многие модели работы по опеке и попечительству органов муниципальной власти, сложившиеся в прежнее время, сегодня не приемлемы, не могут быть применены. Необходимо их менять, выстраивать новые.

Работа в сфере опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами строится по двум направлениям: в отношении лиц, проживающих в семьях или одиноко и в отношении лиц, помещенных в специализированные учреждения системы здравоохранения или социальной защиты населения.

В Алтайском крае проживает около 5 тысяч человек, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными в силу психических заболеваний, других недугов и, соответственно, нуждающихся в опеке или попечительстве. Около 1500 человек из этих граждан проживает в стационарных учреждениях системы социальной защиты. Этим лицам, по статье 35 Гражданского Кодекса Российской Федерации, опекуны не назначаются. Обязанности опекунов исполняются учреждениями, в которых они живут.

Таким образом, дирекция учреждений должна знать и исполнять функции опекунов по защите прав и интересов своих подопечных, важнейшими из которых являются: забота и уход за подопечным, защита его прав и интересов, в том числе в судебном порядке, расходование доходов подопечного и распоряжение его имуществом, представительство недееспособного в отношениях с любыми лицами, и т.д. Безусловно, работа органов опеки и попечительства с опекунами – учреждениями имеет свою специфику, однако эта специфика должна полностью укладываться в нормы законодательства, регулирующего в целом работу в этом направлении.


Количество показов: 2980
Дата изменения: 29.08.2012 16:15:48

Возврат к списку